И у миллионов людей крепла уверенность, что уже недалеко время, когда исполнится то, о чем туркменские ходоки просили еще Петра I: Аму-Дарье будет проложен путь в Кара-Кумы.
В пустыне начнется гигантская работа, равную которой трудно найти в летописях гидротехники. Чтобы построить канал, надо будет вынуть больше земли, чем было вынуто на Большом Ферганском и Беломорско-Балтийском каналах, взятых вместе.
А ведь вынуть десятки миллионов кубометров земли — это только полдела. Надо еще уложить сотни тысяч кубометров бетона, надо построить сотни километров подъездных путей, надо создать заводы строительных материалов.
Немало придется потрудиться советским людям прежде, чем воды Аму-Дарьи доберутся наконец до Каспийского моря, с которым она рассталась так давно.
Аму-Дарья будет впадать не в одно, а в два моря сразу.
Водный путь свяжет сердце Средней Азии через Волгу, Каспийское море и Кара-Кумский канал с сердцем всей страны — Москвой. А по пути вода будет орошать сотни тысяч гектаров земли, отвоеванной у пустыни, будет давать воду стадам в миллионы голов. По берегам канала встанут рядами деревья. Там, где только изредка проходили караваны верблюдов, будут мчаться автомобили мимо новых колхозов, мимо новых полей и садов.
Нелегко будет проложить канал.
Но люди будут работать не голыми руками. По пустыне пойдут колонны экскаваторов. Вслед за экскаваторами побежит по каналу вода. А по воде поплывут землесосы, расширяя и углубляя русло.