С именем Ленина связано начало плановой, социалистической перестройки пустыни. Ведь это его подпись стоит под первым декретом об орошении Туркестана.
Каждая новая пятилетка на сотни тысяч гектаров расширяет площадь орошенных земель. И каждая пятилетка создает в пустыне новые колхозы, совхозы, заводы, рудники, нефтяные промыслы, шахты.
Давно ли был построен в центре Кара-Кумов серный завод? А нам уже кажется, что с тех пор прошло много лет. И нам странно вспоминать, как в пустыню доставляли на верблюдах трубы, балки, части машин и как погонщики верблюдов приговаривали, покачивая головами: «Непривычный это груз, не захотят верблюды нести!»
Теперь, когда пустыню пересекли шоссейные и железные дороги, пастухи уже не пугаются при встрече с «шайтан-арбой» — автомобилем или поездом.
Там, где прежде проходили только караваны верблюдов, мчатся один за другим длинной колонной грузовики.
Все знают, что история транспорта шла так: сначала люди ездили верхом, потом появились колесная телега и бричка, потом были изобретены поезд и автомобиль и, наконец, в самое последнее время, появился самолет.
В Таджикистане история транспорта пошла самым невероятным путем, делая скачки и прыжки через столетия. Обитатели гор, которые знали только седло и стремя, сначала увидели самолет, потом в горы пришел автомобиль, а колесная бричка явилась последней, словно она-то и была новейшим изобретением. Первые колесные брички были доставлены колхозникам в горы Таджикистана, в Гарм, трехмоторным самолетом.
В Киргизии, в Кетмень-Тюбинском районе, дело пошло по-другому. Кетмень-Тюбе лежит за высокими горами. Пробраться туда можно только по узким горным тропам.
Киргизское правительство подарило району автомобиль за перевыполнение хлопкового плана. Что тут было делать? Как доставить автомобиль туда, куда и верхом нелегко проехать?
Пришлось разобрать машину на части и погрузить на верблюдов. Верблюжий караван доставил в Кетмень-Тюбе первый автомобиль. Но автомобиль — весьма требовательная вещь. Там, где есть автомобиль, там нужна и дорога. Скоро появились и дороги, колхозники проводили их через горы, настилали мосты, пробивали скалы.
И не только история самолета или автомобиля, но и вся история техники в таких местах, как Таджикистан или Киргизия, шла иными путями, чем обычно.
Еще недавно поля в Таджикистане были разрезаны на мелкие клочки, и на каждом таком клочке одиночка дехканин ковырял землю плугом времен Римской империи. Теперь на просторных хлопковых полях работают колхозники и землю возделывают машиной.
От римского плуга Таджикистан сразу шагнул к советскому трактору.
Еще недавно в Таджикистане не было ни одного завода. Были только маленькие кустарные мастерские да несколько кустарных рудников.
Зачем было российским промышленникам строить заводы и рыть рудники в Средней Азии? Ведь Средняя Азия была для них только колонией, огромной хлопковой плантацией и громадным рынком для сбыта товаров.
Когда какой-то «туземец» вздумал построить в Средней Азии текстильную фабрику, генерал-губернатор Самсонов написал на его прошении:
«Отказать в постройке текстильной фабрики в Туркестане, потому что это будет нездоровой конкуренцией с российскими фабрикантами Москвы и Иваново-Вознесенска».
Но мало того, что царские чиновники не давали строить новые фабрики на окраинах, они закрывали и те местные мастерские и рудники, которые существовали до их прихода.