И реки, сжатые с обеих сторон пустынями, несут в Аральское море воду, которая могла бы поить хлопковые поля, сады, виноградники.
Но вода есть не только в реках — воду можно найти и там, где нет рек. В глинистых пустынях — такырах — ее собирают весной и направляют в колодцы. В песчаных пустынях есть мокрый песок на глубине в метр-полтора.
Вода есть. Надо только суметь ее взять, чтобы она не пропадала зря. А для этого надо затратить труд.
Значит, не в том беда, что пустыня безводна, а в том, что она тысячи лет оставалась «беструдной» (жаль, что в словаре нет такого слова!).
Разумного, дружного, планомерного, хорошо вооруженного труда — вот чего не хватает пустыне. Стоит только приложить труд, чтобы вода нашлась. А где вода, там и жизнь, — говорит старая казахская поговорка.
Репетекская станция уже много лет разрабатывает в Кара-Кумах способы освоения песков.
Работники этой станции надумали насадить на песках лох — дерево с серебристыми листьями и пахучими цветами.
Но без воды деревья расти не могут. Откуда же взять воду? Вокруг ее нигде не видно.
Она есть под ногами, в песке, — но как ее выжать, высосать из песка?
Работники станции решили построить для захвата воды колодцы. А чтобы вода шла в эти колодцы, уложили во влажный песок, ниже уровня грунтовых вод, длинные деревянные трубы с отверстиями. Эти трубы, словно искусственные корни, собирали воду в ствол колодца. А оттуда ее выкачивал насос, приводимый в ход ветродвигателем.
Поднятая из глубины вода шла по трубам и шлангам и орошала посадки — тысячи саженцев лоха.
Но плохо было то, что вода быстро впитывалась в песок и убегала от деревьев, унося с собой питательные соли.
Надо было поставить на ее пути какую-то преграду. А для этого пришлось перестроить почву.
Песок слишком быстро пропускает воду, глина ее совсем не пропускает. Чтобы создать в почве такую прослойку, которая удерживала бы поливную воду, работники станции смешали песок с глиной.
Такой искусственный суглинок они закладывали в неглубокие ямы — там, где должны были производиться посадки.
Была и другая опасность: после полива вода уходила не только вниз, но и вверх, — ее жадно выпивал сухой воздух. Чтобы и тут удержать, поймать воду, решено было засыпать лунки после полива сухим песком.
Пять лет длились эти опыты. И труд оправдал себя: деревья прекрасно разрослись — и вглубь, корнями, и ввысь, кронами.
Так труд создал рощу в пустыне. Но этот труд был бы бесплоден, если бы он не сочетался со знанием природы. Надо знать природу, чтобы преобразовывать ее с ее же помощью.