Так и сделали. Посадили в несколько рядов кипарисы и, когда они подросли, снова заложили чайную плантацию.
А дальше все произошло так, как предсказывал старый садовод: кипарисы защитили чайные кусты от суховея.
Около селения Пенсар был огромный пустырь. Там пробовали сажать плодовые деревья. Но посадить — еще не значит вырастить. Деревья погибали раньше, чем начинали давать плоды. Сафар Али Рустамов окружил пустырь рядами кипарисов и эльдарских сосен.
Теперь на пустыре мандариновая роща, которая дает колхозу десятки тысяч килограммов плодов.
В колхозном лесопитомнике растет тридцать тысяч деревьев более чем пятидесяти пород. Там есть и пальмы, и эвкалипты, и благородный лавр, и тунговые деревья, и хурма, и мушмула, и фейхоа.
Благодаря трудам Рустамова в колхозе создан питомник, который сделал бы честь и научно-исследовательскому институту.
Я прочел об этих двух стариках — преобразователях природы — в номерах газет, которые случайно попались мне на глаза в библиотеке. Эти газеты — саратовский «Коммунист» и «Бакинский рабочий».
А если порыться в газетах других областей республик, если поездить по стране, сколько можно найти таких старых колхозников, которые умеют сочетать в своей работе трудовой опыт с наукой, мудрость много испытавших людей с молодым энтузиазмом строителей будущего!
Таковы старики. А молодежь?
Если вы побываете на лесозащитных станциях, вы увидите кое-где новенькие полевые вагончики для тракторных бригад. Эти вагончики — подарок комсомольцев.
Молодежь Сталинграда взяла на себя заботу о государственной лесной полосе Камышин — Сталинград, с тем чтобы создать эту полосу не в пятнадцать, а в три с половиной года.
Комсомольцы Чкалова решили создать в такой же срок — в три с половиной года — стокилометровый участок полосы от Чкалова до устья реки Илека.
Харьковская молодежь шефствует над полосой по Северному Донцу.
Молодые кузнецы, слесари, токари изготовляют на заводах лопаты, посадочные мечи Колесова, слесарный инструмент. Студенты сельскохозяйственных и лесных институтов — будущие агрономы и лесоводы — работают на трассах государственных полос.
Сын и ученик академика Вильямса, профессор В. В. Вильяме, побывал на трассе Чапаевск — Владимировка. Он рассказывает, как там работают студенты:
«Около полувека я знаю студенчество Тимирязевки.
Но никогда я не видел столь самоотверженного труда, столь высокого искусства преодолевать трудности, как теперь, когда тимирязевцы получили такое ответственное и почетное задание Родины.