Пока будущий лес едет по земле или по воде, опередим его на много километров и посмотрим, что сделано для его приема там, где ему суждено поселиться.
Дело происходит весной, но к приему гостей — сеянцев и семян — люди начали готовиться еще с осени. Вспахать землю под лес надо один раз на сто лет. Значит, вспахать ее надо особенно глубоко и тщательно.
Тут все в огромном масштабе. Десятки миллиардов деревьев должны встать по трассам государственных полос, по границам колхозных полей, по оврагам, по балкам, по песчаным дюнам.
С такой работой не справишься без машин.
Но машина машине рознь. Маленький садовый трактор в три лошадиных силы здесь не подходит. Нужен мощный трактор, в пятьдесят — шестьдесят лошадиных сил.
Из плугов здесь будет работать не легкий конный, а гигантский пятикорпусный плуг, длиной в семь метров и весом в тонну. Этакую махину без сильного трактора с места не сдвинешь.
Пришли и другие могучие машины: бульдозеры и скреперы, чтобы рыть пруды и строит плотины; кусторезы, чтобы срезать под корень заросли, мешающие проходу. Пришли культиваторы — истребители сорных трав.
А впереди всех двигались дорожные струги — грейдеры. Перед ними было бездорожье, а позади них оставалась дорога.
Откуда же взяли колхозники всю эту массу грохочущего, движущегося, работающего железа?
Машины послало государство, которое для посадки и посева лесных полос устроило лесозащитные станции.
Каждая станция помогает не одному, а десяткам и даже сотням колхозов. Иной раз поля, которые надо оградить лесными полосами, отстоят от центральной усадьбы на восемьдесят — сто километров. Приходится разговаривать с бригадами по радио, словно с кораблями, ушедшими в плавание.
Машина за машиной приходит и исполняет заданный ей людьми урок. А последними являются те, которые получили задание сажать на вспаханной почве лес.
С удивлением смотрят колхозные ребятишки на громадный гусеничный трактор, ведущий за собой целый поезд — семь лесопосадочных машин: четыре в первом ряду и три — во втором.
В каждой машине два человека — два сажальщика. Машина проводит сошником борозду, а сажальщики опускают в борозду сеянцы. Это единственное, что приходится здесь делать руками. Все остальное доделывает машина: она засыпает корни землей, уплотняет землю каточками и выравнивает ее маленькими боронками.
Позади такого поезда остается длинный зеленый след из семи рядов маленьких деревьев. За какой-нибудь час на пустом месте словно из-под земли вырастает лесная полоса в два-три километра длиной.
Там, где не хватает лесопосадочных машин или где они не могут пройти — на крутых склонах, в оврагах и балках, — приходится работать руками.
Вдоль каждой борозды идут два сажальщика. У одного в руках лопата, у другого — садилка, ящик с сеянцами
Вот первый выкопал ямку. Второй взял сеянец, встряхнул его, чтобы расправить корешки, и опустил в ямку. Теперь остается только заделать корни почвой и утоптать ее вокруг ногами. Маленькое деревцо, выросшее далеко отсюда, в питомнике, станет отныне степным жителем. Придет время, и оно грудью отразит натиск суховея.
Деревца посажены. Работа кончена, можно и по домам.
Колхозники садятся в грузовики, чтобы ехать домой. Но они неспокойны, словно малых детей оставляют в степи. Много еще придется с этими деревцами повозиться, пока они окрепнут.