Так и написано в книге Фолкнера «Безумие пахаря», изданной в 1943 году.
При капитализме даже плуг становится орудием разрушения!
Впрочем, нельзя сказать, чтобы в Америке не предлагались и более разумные средства для борьбы с разрушением почвы.
Федеральное управление составило обстоятельный проект полезащитных насаждений. Но составителям проекта пришлось считаться не столько с законами природы, сколько с законами частной собственности на землю.
У нас суховеям и бурям будет противостоять не один лесной заслон, а система из тысяч лесных полос.
Но в американском проекте пришлось, вопреки науке и здравому смыслу, сбить все полосы в один лесной пояс, который сможет защитить только близлежащие поля. А иначе поступить нет возможности — владельцы земли не желают тратить средства на ограждение своих полей, потому что это не сулит им немедленной выгоды.
И в результате проекты остаются проектами, а разрушение почвы идет своим ходом.
Так американцы искалечили и разграбили свой же собственный материк, доказав на опыте, что капитализм, как саранча, не может не опустошать землю.
Но американские экономисты не хотят сделать этот вывод. Стюарт Чейз пытается доказать, что во всем виновата «вера в беспредельность». В юные годы, говорит он, Америка верила в беспредельность своих природных богатств и проматывала состояние, не думая о старости. Но старость все-таки наступила, и Америка, как промотавшийся богач, обнаружила, что у сундука с сокровищами есть дно.
Другой американец, Вильям Фогт, уверяет, что беда не только в этом. Беда в том, что в Америке слишком много американцев. Страна в состоянии прокормить сто миллионов человек, а в ней живет сто сорок пять миллионов. В других странах, заявляет Фогт, дело обстоит еще хуже: «Количество голодных ртов растет, а количество земли не увеличивается... К несчастью, несмотря на войну, германские зверства и недоедание, население Европы, не считая России, увеличилось с 1936 по 1946 год на одиннадцать миллионов человек».
Как старый скряга, Фогт заранее подсчитывает бедных родственников, которых Америке придется, быть может, кормить за своим столом:
«Если мы не захотим поместить пятьдесят миллионов британских ног под наш обеденный стол, мы снова увидим, как по улицам Лондона шествует голод».
«Ноги под столом», «пустые желудки», «голодные рты» — такими выражениями пересыпает свою речь этот новый Скрудж, вообразивший себя хозяином за обеденным столом мира.
Впрочем, не будем обижать таким сравнением героя диккенсовской сказки. У старого Эбинизера Скруджа проснулась в конце концов совесть. А у теперешнего американского Скруджа совесть, по-видимому, полностью отсутствует.
Фогт назвал свою книгу «Путь к спасению». Кой-кому из его читателей могло показаться, что речь идет о каком-то новом пути, которого до сих пор не знало человечество.
Но ничто не ново под луной.
Больше ста лет тому назад жил в Англии священник Томас-Роберт Мальтус. Он, как и подобает «духовному пастырю», много думал о своем «стаде». И он пришел к заключению, что поскольку стадо все увеличивается, а площадь пастбищ ограничена, то, пожалуй, волки совсем уж не такие вредные животные, как принято думать. Напрасно люди считают злом эпидемии, голод, пороки, убийства, войны. Не будь этих бедствий, людей расплодилось бы слишком много и земля не могла бы всех прокормить.