Сорок четыре тысячи прудов и водоемов должно быть создано в степи по плану. Прудам придется работать по совместительству: орошать поля, поить скот, давать энергию на колхозных гидростанциях, выращивать из икринок многочисленные стаи рыб.
Икру и мальков будут доставлять в новые пруды на самолетах и в поездах. И рыболовы будут радоваться, извлекая из воды какого-нибудь особенно увесистого зеркального карпа.
В новом краю изменится облик дорог, городов, колхозов.
Дороги превратятся в тенистые аллеи. Могучие кроны деревьев будут защищать путника от палящего южного солнца. Зеленое кольцо парков окружит каждый город. В колхозах дома будут утопать в зелени садов.
Вместе с прудами, вместе с плотинами и гидростанциями на реках появятся и электрические фонари на колхозных улицах, и электрические доилки на фермах, и электротракторы в поле.
Газеты уже и сейчас каждый день рассказывают нам об электрификации не только отдельных колхозов, но и целых районов. А через несколько лег будет уже трудно найти колхоз без электрических лампочек, без электрических приборов в домах.
Легче станет людям жить и работать.
Все преобразится. Ну, а сами люди? Неужели они останутся прежними?
Нет, переделывая природу, человек переделывает и себя самого.
У нас и сейчас есть молодые агрономы и кандидаты наук, которые не так уж давно были пионерами и у себя в колхозе ухаживали за телятами или помогали взрослым делать прививки в саду.
Колхозников-агрономов, колхозников-ученых будет гораздо больше, когда миллионы людей пройдут великую школу преобразования природы.
Каждая клетка полей между лесными полосами будет лабораторией под открытым небом.
Академию имени Ленина у нас называют народной академией. И она заслужила этот эпитет.
Со всех концов страны в академию приходят сотни писем от старых колхозников-опытников и от юных мичуринцев, от садоводов и от лесомелиораторов, от школьников и от профессоров.
На наших глазах стирается та черта, которая столетиями отделяла науку от народа, людей умственного труда — от тех, кто работает руками.
Как назвать колхозника-опытника, преобразующего на основе науки и почву и растение? Кто он? Работник физического труда? Да, ему еще немало приходится работать и руками, хотя в его распоряжении уже есть машины, ускоряющие и облегчающие труд. Но этот человек физического труда хорошо знает, что такое учение Костычева — Докучаева — Вильямса, на его столе лежат труды Мичурина и Лысенко, он, как говорит старик Тыщенко, много понял «из науки и из жизненных наблюдений».
Огромная работа преобразования степей еще больше приблизит нас к тому времени, когда навсегда исчезнет противоположность между умственным и физическим трудом, между городом и деревней.