За пять лет мы построим тысячи новых заводов. И каждый завод будет выбрасывать тысячи тонн грузов. По сетям железных дорог и водных путей потекут эти грузы, растекаясь по разветвлениям, разбегаясь во все стороны. По всей стране потекут грузовые реки, реки угля, хлеба, леса, железа, хлопка, машин.
Куда и откуда они побегут? Это мы можем предугадать. Ведь и тут, как и в природе, есть свои законы.
Водяные реки текут к морям.
Грузовые реки текут к большим городам, к фабричным центрам.
Где у нас больше всего заводов?
В Ленинграде и в Москве
И вот сюда-то потекут два самых больших грузовых потока. Один — с юга, по меридиану, с Донбасса и с Украины. Другой — с востока, по широте, с Урала и из Сибири. Третья большая грузовая река потечет из Донбасса на запад к Криворожским заводам, понесет туда донецкий уголь. Четвертая река понесет хлеб и лес из Сибири в Туркестан. Пятая река понесет кузнецкий уголь с Алтая на Урал.
Сотни грузовых рек разольются по всей стране, как вода в половодье.
Но вода сама прокладывает себе русло, сама строит себе дорогу. А уголь и хлопок, железо и лес сами дорог не построят. Это должны сделать мы. Мы должны подготовить страну к великому грузовому половодью: в одном месте вырыть канал, в другом провести железную дорогу, в третьем построить порт, в четвертом усилить, укрепить мосты, рельсы и шпалы.
Если мы этого не сделаем, сорвется весь пятилетний план. Ведь в конце пятилетки нужно будет перевозить вдвое больше грузов, чем теперь. Каждый завод, который мы строим, это не только завод, но и железнодорожная станция.
Посмотрите на план большого завода. Вы увидите семафоры, стрелки, платформы, депо, водоразборные краны, сторожевые будки. У самого завода дорога разветвляется на десятки дорог, чтобы подойти к каждому зданию, чтобы каждому цеху принести сырье и топливо. Склад угля пли склад чугуна — это в то же время вокзал. С грохотом влетают поезда в самую середину здания. Паровозный дым подымается к стеклянной крыше, заслоняет свет. Всюду на заводе — гудки паровозов, вереницы красных вагонов. Как тут отличить, где кончается железная дорога и где начинается завод?
Остановите движение — и завод остановится, завод умрет.
Мы должны заранее подготовить пути. Если мы этого не сделаем, будут возникать заторы, грузовые реки одна за другой будут останавливаться, разливаться стоячим озером на узловых станциях, затоплять склады, платформы, пакгаузы.
Этого нельзя допустить.
Но как сделать, чтобы железные дороги могли перевозить вдвое больше грузов, чем сейчас?
Надо так наладить работу, чтобы ни один паровоз, ни один вагон не стояли без дела. Отдых нужен людям, машинам отдых не нужен. Ремонт — это другое дело, но и ремонт можно ускорить, чтобы не задерживались паровозы ни одного лишнего дня в депо и мастерских.
Но и этого мало. Чтобы справиться с перевозками, нам придется построить тысячи километров новых дорог, придется построить тысячи новых вагонов и паровозов. Всю сеть железных дорог надо обновить и переделать по одному общему, заранее рассчитанному плану.