3385 новых паровозов, 165 000 новых вагонов — вот сколько надо построить по пятилетнему плану. Но эти паровозы и вагоны останутся без дела, если у нас не будет автомобилей. Ведь не можем же мы к каждому колхозу, к каждой деревне, к каждому кооперативу провести железную дорогу. Железная дорога — это большая река, но большая река не может существовать без сотен речек, ручьев и ручейков, которые в нее впадают.
Нам нужны не только паровозы, но и автомобили, не толькорельсовые, но и безрельсовые пути.
Безрельсовых путей у нас 3 миллиона километров.
Это — расстояние от земли до луны, умноженное на восемь.
Но в каком жалком состоянии эти пути! Хороших дорог — мощеных, шоссейных и других — у нас только 32 тысячи километров. Остальные никуда не годятся. Рытвины, ухабы, ямы, трясущиеся мостики. По такой дороге и телега не всегда проедет, не то что автомобиль.
А мы хотим на одном только заводе в городе Горьком строить 140 тысяч автомобилей в год. В сибирскую тайгу, в киргизские степи всюду проникнет автомобиль. Но для этого нужны дороги. Автомобиль без дороги — все равно что поезд без рельсового пути. За границей для автомобилей — настоящие улицы, одетые асфальтом и бетоном, улицы среди чистого поля.
Такие дороги и мы начинаем строить — в Крыму, в Закавказье, на Северном Кавказе.
Но одеть в асфальт и бетон три миллиона километров — этого, конечно, в пять лет не сделаешь. Пятилетний план говорит: построить 36 тысяч километров улучшенных путей — шоссейных, мощеных, асфальтовых и других. Но, кроме того, надо привести в порядок многие тысячи километров грунтовых дорог. Каждый город, каждая деревня должны своими силами чинить и приводить в порядок свои дороги. Каждый трудящийся из-за плохих дорог, из-за дороговизны перевозок теряет в год несколько десятков рублей. Это надо помнить.