Русские сказки часто кончаются присказкой:
И я там был. Мед-пиво пил, По усам текло, А в рот не попало. |
Земля в степи не раз бывало таким обойденным гостем на весеннем пиру природы.
Сколько питья запасала хозяйка-природа еще с зимы. Одного снегу было так много, что и земля могла вдоволь напиться, и рекам досталось бы вволю.
Но наступала весна, и оказывалось, что на пиру, кроме земли и рек, есть еще и другие гости.
Вольный ветер являлся издалека, с юга, и принимался жадно пить воду, которая припасена была совсем не для него. Ветру помогало солнце. Они вдвоем старались осушить широкую чашу.
А тут еще и дно у этой чаши было дырявое. Каждый овраг тянул, сосал воду из земли. Бурные ручьи мчались по оврагам и торопились напоить водой реки.
Рекам доставалось питья больше, чем следовало. И, словно пьяные на пиру, реки принимались буянить. Они сносили мосты, прорывали плотины, совершали набеги на села и города.
А земля и напиться-то как следует не успевала.
По усам текло, А в рот не попало. |
Плохо возделанная земля запасала гораздо меньше талой воды, чем было нужно. И людям оставалось только одно: ждать милостей от природы. Пройдут вовремя дожди — будет урожай, а не будет дождей — не будет и урожая.
Так бывало из года в год. И вот нашлись люди, которые призадумались: а как бы человеку пересесть на хозяйское место, чтобы не природа хозяйничала за столом, а он? Ведь, в самом деле, на что это годится: люди пашут, люди сеют, а когда наступает время садиться за стол, так и есть нечего! Нет, довольно природе всем распоряжаться в степи. Пора человеку сказать: «Я здесь хозяин!»
Профессор Костычев не говорил этого в своих лекциях. Но смысл того, что он говорил, был именно таков. Недаром он дал своим лекциям боевое название: «О борьбе с засухой».
В наши дни мысль о подчинении природы человеку никому не кажется слишком смелой. Но в те времена, когда засуха из года в год безнаказанно губила урожай, только очень немногие осмеливались думать так, как Костычев: «Мы ее одолеем!»
И эта уверенность основана была не на одних только рассуждениях, а на огромном опыте, на точных фактах и наблюдениях.