Рассказ о великом плане

Послесловия

«Рассказ о великом плане» впервые вышел из печати в 1930 году (Гиз, М. — Л.), вскоре после начала грандиозных работ первой пятилетки, и выдержал семь многотиражных изданий.

Значение этой книги было велико. Пятилетка стояла в центре интересов советских людей. Очерки, корреспонденции, информации со строительств занимали главное место на газетных полосах, брошюры и книги рассказывалио работах по выполнению пятилетнего плана.

Все сознавали огромную важность начатого труда для построения социализма, для улучшения жизни народа, но волнующее, вдохновляющее представление создавалось даже у много читающих людей только об отдельных участках строительства. В литературе еще не хватало эмоционально сильного изображения плана в целом.

И вот появляется «Рассказ о великом плане» М. Ильина. Эта написанная для детей книга сразу же завоевала огромную аудиторию. Спрос на книгу в библиотеках для взрослых был такой же большой, как в детских библиотеках.

Бесспорность фактов, которые приводились в книге, вызывала к ней доверие. Неопровержимость доводов в соединении с страстностью това, темпераментом автора, его убежденностью в правоте и величии совершающегося, художественные достоинства книги определяли силу ее пропагандистского влияния.

Увлекательно, впечатляюще и вместе с тем просто дал Ильин читателям живое представление о политическом и народнохозяйственном содержании грандиозного плана.

Техника, экономика, политика связаны в книге так же тесно и неразрывно, как в жизни.

С неуклонной последовательностью и очень крепко соединяет Ильин в единую цепь все основные проблемы пятилетки. Он повторяет в своем рассказе структуру пятилетнего плана, переплетением разделов книги и главок внутри каждого раздела подчеркивает взаимозависимость всех элементов пятилетки.

Е. Сегал, жена и соавтор многих произведений М. Ильина, вспоминает, с какой страстностью работал писатель над этой книгой. Он часто говорил: «Я очень увлечен темой, да и как не увлечься. Сколько лет жизнь шла как шла, а вот наступило время, и люди сказали ей. «Довольно! Иди так, как мы хотим Выходи на битву, старый рок!.» Я не могу не писать и не могу писать спокойно. Ведь я не просто рассказываю о плане, а вербую людей для работы».

Задумав вначале написать небольшую книжечку, всего на два листа, под названием «Цифры-картинки», М. Ильин увлекся работой и уже через несколько дней убедился, что первоначальный замысел для него слишком узок, а два листа слишком мало.

«Он задумал книгу о конкретных стройках, — вспоминает Е. Сегал, — а она стала превращаться в книгу о великой социальной перестройке. Противопоставления, обобщения вырастали сами собой».

Работая над «Рассказом о великом плане», писатель нашел свое призвание. Особенность его в том, что он не только историк техники, но и публицист. Прежде всего художник-публицист!

Мы видели уже в «Рассказах о вещах», как умело оперирует Ильин материалом, который он выбирает для развертывания темы. Это мастерство писателя обострилось, укрепилось в «Рассказе о великом плане». Ильин сопоставляет эпизоды так, что разъяснения можно свести к минимуму или вовсе без них обойтись.

Борьба с силами природы показана как будто в не очень значительных эпизодах — мало ли было, например, на строительствах таких случаев, как разрушение рекой части плотины. Но смысл каждого эпизода шире частного случая. Подъем стальной стены со дна реки — это необыкновенно, но читателю ясно, что это лишь пример, что на любом участке социалистического строительства проявляются такие же находчивость и отвага, как на Днепрострое. Излагая тему в эпизодах, которые заставляют читателя самостоятельно делать выводы, вместо того чтобы получить их готовыми, писатель повышает познавательную и художественную ценность произведения: в конкретной, хорошо запоминающейся, удивительной детали показано общее, важное, основное. Мысль читателя работает, возникает активное его отношение к материалу книги.

Ильин очень тщательно отбирает факты, которыми можно выразить тему. Он берет те, что можно изложить коротко. Эпизод, рассказанный длинно, теряет свою ударную силу, ослабляется ощущение ею связи с соседними эпизодами. Писатель не пытается усилить стилистическим орнаментом или разъяснениями эмоциональность эпизода. Эмоционально воздействуют на читателя сами факты, с подлинным мастерством выбранные и сопоставленные.

На двадцати строках без единого лишнего слова и в то же время на огромном материале показаны чудеса современной химии, значение этой науки для нашего народного хозяйства. Простое перечисление, но как оно разнообразно, с каким напором сделано! На читателя воздействует не только обилие фактов, их удивительность, но и стремительный темп, спрессованность изложения. Короткие фразы напряженны и динамичны, как сами работы пятилетки.

В каждой главе звучит тема борьбы, сражения с силами природы и сражения за победу социализма. Это внутренний сюжет книги, организующий ее и отраженный в самом стиле повествования.

«Рассказ о великом плане», насыщенный публицистическим содержанием, уже с первой главы дает представление о глубоком различии капиталистической и социалистической систем. В этом отношении замечателен рассказ о том, как возникают в капиталистическом хозяйстве кризисы. Наполненный острым политическим содержанием рассказ о фабрикантах шляп мистере Фоксе и мистере Ноксе — это памфлет, выполняющий в то же время важную познавательную роль в книге. Написанный три десятилетия назад, ставший классическим, этот памфлет не потерял остроты и свежести, уместен сегодня и в сатирическом сборнике, и в литературной хрестоматии, и на лекции по экономике капитализма.

Чтобы дополнить картину анархии производства, нарисованную в памфлете, сделать из нее вывод, достаточно всего одной простой фразы: «Одному принадлежат машины, и из-за этого миллионам приходится работать на одного».

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)