Каждой новой машине, которую мы строим, мы дадим точное задание, точный план: столько-то изделий в час, столько-то в день, столько-то в год.
Но и весь завод тоже должен работать по плану.
У каждого завода свой маленький план. Но из этих маленьких планов построен большой план, пятилетний. И для того чтобы большой план выполнить, нужно, чтобы были выполнены все маленькие планы.
Каждый завод должен работать как автомат.
Но как устроить, чтобы завод выбрасывал машины с точностью автомата? Ведь машина не перронный билет: бросил гривенник — выскочил билет из щелки. Так ведь не устроишь.
Большой завод — это целый город. Всегда где-нибудь может быть непорядок. Тут вода остановилась, там свет погас, в третьем месте рабочий зазевался, в четвертом месте инструмент сломали.
Верно, все это бывает, и все-таки можно так устроить, чтобы завод работал как машина, как автомат, который выбрасывает перронные билеты.
Вот, например, тракторный завод в Сталинграде. Когда он пойдет полным ходом, из сборочного цеха каждые шесть минут будет выезжать новенький, только что выкрашенный и высушенный трактор. Каждый день семьдесят вагонов сырья будут выходить в заводские ворота.
И каждый день семьдесят пять платформ с тракторами будут покидать завод.
Чем это не автомат!
Но как это сделать? Как этого добиться?
Трактор — это не маленькая вещичка, в тракторе пять тысяч отдельных частей, деталей.
Каждую часть надо изготовить, отлить из чугуна, отковать из железа, обработать на станке, обточить, отполировать, высверлить, выстрогать.
А потом все эти части надо собрать, пригнать одну к другой. А вдруг не сойдется? Вдруг ошибка где-нибудь вышла, отверстие не там, где надо, не идет на место?
Ведь все это может случиться.
А если это случится, если в одном месте выйдет ошибка, в другом, в третьем — вот и сорван план завода, вот и сорван весь пятилетний план.
Нет, ошибок быть не должно.
Надо так устроить, чтобы ошибок не могло быть.