Многие сотни лет для человека средиземноморской культуры океан был "всемирной тихотекущей и глубокой рекой", со всех сторон окружавшей обитаемую землю. Границей земли на Западе считался Джебель-аль-Тарибский пролив с Геркулесовыми столбами, стоявшими у ног Атланта, который своими могучими плечами подпирал небесный свод. На Востоке, за таинственной Колхидой, населенной скифами-доителями кобылиц и воинственными амазонками, обитаемый мир ограничивал "Пруд Солнца" – современное Каспийское море, из вод которого по утрам поднималось животворящее небесное светило. На другом берегу реки, омывавшей со всех сторон населенную землю, помещалось "царство теней"; здесь жил бог Океан со своей подругой Тефисой, и ни одному из смертных оттуда не было возврата.
Трудно было человеку перешагнуть порог Средиземного моря, медленно расширялся для него окружающий его мир.
По рассказу древнего историка Геродота около 600г. до н. э. египетский фараон Нехао снарядил три судна для поисков новых земель. Спустя три года из них вернулось только одно, но уже со стороны, противоположной той, с которой они отправились. Мореплаватели впервые обогнули Африку. Если у кого-либо могут возникнуть сомнения по этому поводу, их совершенно рассеет небольшая подробность в рассказе Геродота. Смельчаки, обогнувшие Африку, встречали на своем пути невиданные растения, необыкновенных животных, видели людей с одним глазом на лбу и привлекательных женщин с рыбьими хвостами вместо ног. Всем этим чудесам готов был поверить мудрый Геродот. Но тому, что путешественники в полдень видели солнце на северной стороне неба, он не поверил. Между тем, именно эта деталь и убеждает нас в том, что египтяне действительно обогнули Африку. Южная оконечность Африки лежит ниже экватора. В южном полушарии обитатели в полдень видят солнце, это знает теперь всякий школьник, в северной части неба.
Спустя примерно сто лет смелый карфагенянин Гимлико выходит в Атлантику через тот же Гибралтарский пролив, но плывет не на юг, а на север. Возвратившись на родину, он рассказывает о длинных ночах, о чудовищах, населяющих океан; по всей вероятности, речь идет о китах, встреченных им в Бискайском заливе. Писания Гимлико не дошли до нас. Только тысячу лет спустя, в V в. н. э. о них упомянул римский писатель Авиенус.
В IV в. до н. э. далеко на север совершает путешествие грек по имени Пифей – ученый-географ, житель Массилии (ныне Марсель). Он достиг Оловянных островов (Англия), наблюдал здесь сильные приливы, впервые связав их с фазами Луны, затем поднялся до Земли Туле (Исландия). Здесь Пифей встретил область моря, где по его словам, "не было ни воды, ни воздуха, ни земли". Очевидно, не виданные греками лед, шуга и пурга преградили кораблям путь. Люди с трудом усваивают новые понятия и представления. За это сообщение современники прозвали Пифея лжецом.
Однако все эти плавания совершались вдоль берегов, и только в конце первого тысячелетия новой эры человек впервые осмелился совершенно оторваться от суши. Обитателям Средиземноморья в те времена такая задача, видно, была не по силам, вернее, для нее не было еще побудительных причин.
Честь первого плавания через Атлантический океан принадлежит воинственным обитателям Скандинавии, закаленным в борьбе с суровыми северными морями. Очень может быть, что их выход в открытый океан был чисто случайным: сильным штормовым ветром "восточной погоды" суда норманнов просто отнесло к берегам Гренландии. Когда же буря утихла, преобладающие в Северной Атлантике ветры "западной погоды" позволили им благополучно вернуться к родным берегам.
Начиная с X в. н. э., смелые скандинавские мореплаватели на своих знаменитых "драконах", оснащенных четырехугольными парусами, пересекали по проторенному пути Атлантический океан и основывали колонии на берегах Гренландии и Северной Америки.
Резкое похолодание климата в XII-XIV вв. погубило гренландские поселения норманнов. Непроходимые полярные льды спустились на юг и прекратили всякую связь между Европой и Америкой. Мрак Средневековья заставил человека забыть о первых его шагах на пути овладения просторами океана и отодвинул новые открытия на несколько веков.
Начиная с X-XI вв., русские мореходцы, промышляя морского зверя, смело выходили из Белого моря в Северный Ледовитый океан. Из письма датского короля Фредерика II (1576 г.) известно, что русские поморы к этому времени уже давно плавали на промысел к берегам Гренландии, и лишь одни они знали точное местоположение Шпицбергена.
В этом письме, датированном 11 марта 1576 г. и впервые опубликованном в "Литературном Вестнике" в Петербурге в 1901 г., говорится следующее: "Нам стало известно... что последним летом несколько граждан Тронтгейма установили связь в Варде с русским лоцманом Павлом Нишетсом... который плавает в Гренландию каждый год около дня св. Варфоломея и который сказал, что за известное вознаграждение он готов дать сведения об этой земле и может сам провести к ней их суда". Это письмо было написано за 20 лет до вторичного открытия Шпицбергена датчанами. Что касается названия "Гренландия", оно явилось следствием фонетической ошибки, так как поморы долгое время называли Шпицберген Груманландом.
Еще раньше, в 1493 г., нюрнбергский врач и географ Мюнцер в письме к португальскому королю Жуану II говорит о том, что на "большом острове Грунланде" находится поселение под господством "великого герцога Московии".
Русские поморы укрепляли свои суда ледовой обшивкой и придавали их корпусам такую форму, благодаря которой лед при сжатии не ломал судно, а выталкивал его на поверхность.
Английский историк Ф. Джен в 1899 г. писал о том, что русский флот по праву может считаться более древним, чем британский. По словам этого историка, за сто лет до основателя британского флота Альфреда Великого (849-900 гг.) русские участвовали в ожесточенных морских сражениях и были лучшими моряками своего времени. В византийской истории XI в. упоминается о высоких качествах русских судов. Византийский император Константин V, предпринимая поход против болгар, "сел на русские суда". Витсен из Амстердама в 1692 г. сообщает о плавании русских к Новой Земле, к устьям Лены и Енисея и к какой-то "Собачьей местности"; можно предполагать, что это были Новосибирские острова. Русские летописи того времени рассказывают о плаваниях к устьям Оби и Енисея. В XVI в. англичане снарядили несколько экспедиций на восток. В 1553 г. судно экспедиции Г. Уиллоуби под командой Ричарда Ченслера вошло в устье Северной Двины, что послужило началом англо-русских торговых отношений.
В конце XV в., когда русские поморы уже давно освоили суровый Северный океан, а норманны успели позабыть о плаваниях в Гренландию, гениальный фантазер с несокрушимой волей Христофор Колумб, отправившись на поиски западного пути в Индию, вторично открывает, сам того не ведая, Америку. Вместе с новым материком он открывает для человечества Атлантический океан, что было, тогда, пожалуй, важнее открытия Нового Света.
Вскоре некий испанский авантюрист по имени Васко Нуньес де Бальбоа, опасаясь от кредиторов, тайно добирается до Америки на корабле в ящике под видом товара. С небольшим отрядом он пересекает Панамский перешеек и выходит на западный берег Америки. В этот знаменательный день 1513 г. впервые перед европейцем открылись просторы неведомого до того времени Тихого океана. Через несколько лет в обмен за приобретенную славу Бальбоа теряет на плахе голову.
Вслед за Бальбоа появляется новый, не жалеющий жизни фанатик своей идеи, португалец Магеллан. Он уверен, что где-то на юге Америки есть проход в новый океан, который впервые увидел Бальбоа, и что, плывя по этому океану на запад, можно достичь Индии. Португальский король отказался снарядить экспедицию, предложенную Магелланом. Умело воспользовавшись враждой испанского и португальского королей, Магеллан добивается от испанского короля снаряжения морской экспедиции в обход Южной Америки для поисков западного пути к сказочным богатствам Индии.
Ни штормы, ни голод, ни даже вооруженное сопротивление капитанов, взбунтовавших команду одного из судов, не помешали Магеллану проникнуть в Тихий океан через опасный пролив, носящий теперь его имя. Магеллан погиб. Но одно из его судов все же обогнуло земной шар, совершив первое кругосветное путешествие. Судно ушло от берегов Испании на запад, а вернулось к родным берегам с востока. Благодаря гениальной настойчивости Магеллана Мировой океан был, наконец, открыт как единое и неразрывное целое. До этих пор за утверждение, что Земля представляет собой шар, ученые платили жизнью. Теперь оспаривать это было невозможно. После плавания Магеллана перед мореплавателями открылась широкая водная дорога к самым отдаленным берегам и островам.
Впрочем, у европейцев в овладении тихоокеанскими морскими путями были соперники. Древние обитатели Америки, пользуясь попутными ветрами и течениями, переправлялись с материка на острова Пасхи и другие клочки земли, затерянные в необозримых просторах океана. Полинезийцы на пирогах с балансиром плавали на дальние расстояния от одного острова к другому, пользуясь устойчиво дующими ветрами и ориентируясь по звездам, по сезонным перелетам птиц, по цвету морской воды и другим приметам. Впоследствии эти приметы стали хорошо знакомы морякам парусного флота всех стран. Пирога с балансиром была распространена во всей островной центральной части Тихого океана и в восточной части Индийского океана. Обитатели западных берегов Тихого океана – китайцы, начиная с III в. н. э., совершали дальние плавания с торговыми целями в Индию и Аравию, но на выход в открытый океан не решались.
Первое русское судно, вышедшее под начальством Василия Пояркова в Тихий океан, появилось в Охотском море в 1645 г. А уже в XVIII в. русские мореплаватели первыми проложили навигационные пути к тихоокеанским берегам Северной Америки и на всем их протяжении вплоть до Калифорнии основали свои колонии. Это, можно сказать, было третье по счету открытие Северной Америки.
Смелые плавания в северных морях предпринимались большей частью в поисках тюленей, маржей, белых медведей, котиков, каланов и китов; плавания в экваториальных и южных широтах совершались с целью овладения новыми землями, изобилующими золотом, серебром и пряностями, или открытия к ним более коротких морских путей. Но были и такие мореплаватели, которых не соблазняла нажива, а влекла слава первооткрывателей.
В открытии и освоении многих труднодоступных районов океана, и особенно в деле развития искусства мореплавания, значительная роль принадлежит пиратам.
Рискуя быть повешенными при поимке, пираты грабили торговые суда любой национальности. Корсары, флибустьеры и каперы были по существу такими же грабителями. Однако их разбойничья деятельность прикрывалась флагом какого-либо государства, которое во время войны предоставляло им право на уничтожение торговых судов противника. Захваченные враждебной стороной, корсары, в отличие от пиратов, рассматривались как военнопленные.
Пиратство существовало с древних времен. Одиссей с гордостью рассказывает, как он разграбил город киконов; греческий царь Менелай в "Илиаде" хвастается своим морским разбоем; скандинавы воспевают грабителей викингов; знаменитый поход аргонавтов в Колхиду за золотым руном был в сущности типичным пиратским набегом.
Несмотря на корыстные цели, которые преследовали пираты всех времен, человечество обязано им многими географическими открытиями.
Мелкие пиратские шайки объединялись в пиратские государства; такие государства в древности существовали в Средиземноморье, на островах Вест-Индии, на Коморских островах в Индийском океане и во многих других районах земного шара.
В Нидерландах гёзы, бедные дворяне, восставшие против испанской тирании, вели борьбу не только на суше, но и на море. Их легкие парусные суда бороздили волны всех морей, нападая на испанские купеческие корабли. Главные же операции гёзов были сосредоточены у южной оконечности Африки в районе мыса Доброй Надежды, на пути из Индии в Европу. Английские моряки называют этот мыс просто Кап (Cap); от этого слова суда гёзов, в отличие от пиратских, стали называть каперами.
Почти одновременно с гёзами начинают бороздить океан узаконенные пираты – английские каперы, а вслед за ними французские корсары и флибустьеры. Короли и церковь благословляли этих морских разбойников на грабежи при условии, что определенная часть награбленного поступит в государственную казну.
При Иване Грозном русские каперы были грозой купеческих судов в Балтийском море. Польша, вольный город Данциг и Швеция не раз объединялись, чтобы бороться с "ужасными корсарами царя Ивана". Полтораста лет спустя, при Петре I, русские суда также "каперили" в Балтийском море, отчисляя в казну по указу сената 62% добычи.
Века широкого развития мореплавания и великих географических открытий ознаменовались реальной и теоретической борьбой за "владение морем". Смотря по соотношению сил и обстоятельствам, государства провозглашали принцип свободы морей либо восставали против него. В 959 г. английский король Эдуард торжественно именовал себя императором и сеньором океана, а позднее королева Елизавета английская в ответ на протест испанского короля по поводу ограбления английским пиратом Дрейком Вест-Индских островов сослалась на Марциана, известного древнеримского юриста, жившего в III в. н. э.: "Et quidem naturali iure omnium communia sunt haec: aer, mare..." ("согласно естественному праву, море и воздух принадлежат всем").
Однако после опубликования в 1609 г. голландским юристом Гуго Гроциусом знаменитого труда "Mare liberium" ("Свободное море") Англия с ним не согласилась. При Карле I появился ответный труд Джона Сельдена "Mare clausum" ("Закрытое море"), а английское адмиралтейство потребовало даже ареста автора "Свободного моря". По инициативе России при Екатерине II европейскими державами была подписана декларация о вооруженном нейтралитете, содержавшая статью о свободе морей. С этого времени принцип свободы морей прочно вошел в международное право, но к сожалению, соблюдался не всегда, и даже сейчас можно назвать претендентов на владение не только морем, но и воздухом. Так, взгляды правящих кругов США в этом вопросе наглядно выражены в словах государственного секретаря Дина Раска: "Нам приходится заботиться о всех материках, океанах, атмосфере и космическом пространстве". Эту концепцию непрошенной заботы хорошо характеризует небезызвестный в международном праве эпитет: "falsa idea chiara" – ясная, но ложная идея.
С развитием мореплавания развивалась и наука о море, сперва в форме гидрографии. Ее первой задачей было обслуживание мореходов. Одним из первых "гидрографов" был русский князь Глеб, измеривший по льду в 1068 г. глубину и ширину Керченского пролива от Тмутаракани до Корчева (Керчь). На севере русские поморы издавна устанавливали по берегам опознавательные знаки в виде крестов, груд плавника или камней, известных под названием "гурий".
В первых веках нашего тысячелетия европейским мореплавателям становится известен компас, изобретенный китайцами, и чертятся первые карты – портуланы, долгое время остававшиеся секретом отдельных мореплавателей. Древнейшим экземпляром, сохранившимся до нашего времени, является карта Петруса Весконте, относящаяся к 1311 г., но, конечно, она была не первой. Лоции, или, как их называли, "периплии", появились, по-видимому, намного раньше карт. Периплии V в. н. э., известный под названием Стадиазмус, указывает, подобно современным лоциям, расстояния между портами, преобладающие ветры, описывает якорные стоянки и сообщает, где можно брать свежую воду. Если в современной лоции можно найти указание на радиостанции, передающие сведения о движении ураганов и прогнозы погоды, то в Периплиях, в соответствии с эпохой, отмечены храмы и оракулы, у которых можно было получить предсказания о счастливом или неудачном плавании.
В 1154 г. арабский ученый Эдризи составляет для норманнского короля Сицилии Рожера II 70 карт Земли. Возможно, что это был первый географический атлас. Первый морской атлас под названием "Морское зеркало" был составлен датчанином Люкасом Вагенаером в 1584 г. В XVIII в. морская картография в Англии, а потом и в других странах переходит в руки государственных учреждений.
Огромную роль в развитии мореплавания и картографии сыграли изобретения секстана и хронометра. С помощью секстана можно было с большой точностью измерять высоту солнца и звезд над горизонтом для определения географической широты и местного времени. Хронометр хранил в себе точное время на первом меридиане: гринвичском, парижском или пулковском. Разница между местным временем, определенным по небесным светилам, и временем по хронометру указывала долготу места. Применение хронометра и компаса превратило искусство мореплавания в науку кораблевождения.
В начале XVIII в. в России была снаряжена Великая Северная экспедиция, и в этот же период были положены на карту моря Азовское, Черное, Каспийское, Охотское, Берингово и побережье Северного Ледовитого океана. Федоровым и Гвоздевым задолго до Беринга была измерена ширина Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки. Берингом и Чириковым были составлены карты тихоокеанского берега Америки. Русские суда под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева проникли в южные полярные воды и открыли Антарктиду.
Итак, если на рубеже XV-XVI вв. океан был "открыт", то к началу XIX в. он был уже полностью освоен для судовождения.
Первая половина XIX в. была ознаменована многочисленными кругосветными плаваниями русских моряков, которые старательно занимались различными океанографическими исследованиями: измеряли глубины, температуру воды, ее плотность, наблюдали за волнением моря и, вероятно, первыми в мире собирали планктон.
Во второй половине XIX в. было положено начало целеустремленным исследованиям океанов и морей. Английская научная экспедиция на "Челленджере" во главе с Уайвилем Томсоном, дрейф Фритьофа Нансена на "Фраме" в полярных льдах, плавание "Витязя" под командой С. О. Макарова, исследования принца Монакского Альберта на судах "Л'Иронделль" и "Алис" открыли новую страницу физической географии земного шара. Родилась наука океанография, задача которой продолжать труд моряков и гидрографов и с течением времени раскрыть все тайны океанских глубин.