По-моему, одна большая станция выгоднее сотни маленьких.
Ведь вы подумайте: для маленьких нужно будет сто зданий построить, а для большой — только одно.
Для маленьких станций нужно будет провести сто железнодорожных веток для подвозки угля, а для большой — одну.
Для маленьких станций нужно будет, скажем, сто маленьких паровых турбин, а на большой станции мы поставим только одну турбину. Эта турбина должна быть в сто раз сильнее, чем те маленькие турбинки. Но это вовсе не значит, что она должна быть в сто раз больше и тяжелее. Самая большая турбина — на десятки тысяч лошадиных сил — занимает места совсем не так много, помещается в одной комнате.
И служащих на большой станции будет во много раз меньше, чем на всех маленьких. Ведь не все ли равно рабочему смотреть за большой машиной или за маленькой?
Пожалуй, за большой машиной уход легче: при больших машинах устраиваются всякие приспособления для ремонта, для загрузки топлива, для выгрузки золы. А на маленькой станции разве поставишь такие приспособления? Слишком дорого!
Вот сколько козырей у большой станции по сравнению с маленькой. Но один козырь я припрятал на самый конец.
Угадайте, какой?
Если не угадали сами, я вам сейчас расскажу.
Маленькие станции мы где должны строить? При заводах.
А большую станцию мы можем выстроить где хотим.
Где же нам ее выгоднее всего выстроить?
Конечно, там, где есть топливо.
Торфяную станцию мы построим на торфяном болоте.
Угольную станцию там, где есть уголь. Ведь это ясно.
Тут и спорить не о чем. Зачем же возить уголь или торф по железной дороге, когда его можно тут же на месте сжечь, превратить в электрический ток и отправить куда угодно — на все окрестные заводы. Ток можно посылать даже за 500 километров.
А со временем мы научимся посылать ток еще дальше.